Первым респондентом «Говорит город» стала Александра Макарова , культуролог, координатор социокультурных проектов в Ярославле.

С Сашей мы обсудили городские перспективы и познакомились с понятием «слэш-человека».

Расскажи о себе в нескольких словах.

Думаю, что на себя можно посмотреть только глазами другого человека. Могу представить, что мои друзья сказали бы, что я активная, гиперответственная, вечно занятая, хотя это не всегда так, местами дикая зануда. Можно еще долго перечислять, но в итоге я просто Саша Макарова.

В прошлом году ты закончила ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Расскажи о своём опыте обучения в Ярославле.

После школы я жутко хотела уехать из Ярославля. Но в итоге рада, что осталась. То место, где я получила образование — кафедра культурологии, кажется мне самым подходящим вариантом, который тогда могла выбрать. Не могу сказать, что студенческое время ассоциируется у меня с университетом. Оно скорее про путешествия, работу и другие моменты моей жизни, которые происходили вне учебного процесса. Сейчас я вижу образование совсем иначе. Мне кажется, что с каждым годом школьникам будет труднее выбирать профессию, потому что количество информации, которую нам предлагают за 4 года обучения не равноценно затраченному времени и силам. Иногда за день можно получить больше информации, чем за неделю проведенную на парах в университете. Не думаю, что это вина образовательной системы, просто мир меняется гораздо быстрее, чем мы сами.

Как ты познакомилась с Текстилем?

В 2013 году я попала на открытие Текстиля, на тот момент я закончила 10 класс. Приехала с другом просто потому, что место и сам проект показались интересными. Это было что-то, что сильно отличалось от всего остального в городе. Но более плотное знакомство с площадкой и людьми, которые ее создавали случилось позднее. У меня есть знакомая Эля, она на тот момент активно участвовала в фестивале “Архитектура движения”, который курировали Юля Кривцова и Сергей Кремнев. Эля как-то раз позвала нас с подругами на один из Городских выходных, на месте мы быстро включились в процесс, в следующий раз уже бегали туда-сюда с мусорными мешками и граблями. Не знаю почему, но из девчонок, я больше всех прикипела к тому, что происходило и влюбилась в людей, которые полностью отдавались тому, что делали, при этом получали большое удовольствие. Кажется, я видела таких впервые.

Со временем я начала брать на себя больше ответственности. К первому курсу поняла, что я 100% на своем месте, тем более, что выбранная специальность отлично совпадала с тем, чем я занималась. Помню, что в буклете проекта “Человек красит место”, который мы начали в 2015 году я фигурировала в качестве менеджера проекта. Для меня девятнадцатилетней это было очень ответственно, но дико приятно. Конечно, я сразу показала буклет маме, она одна из первых узнает все о том, что мы делаем.

«слэш-человек» — тот, кто занимается не одним видом деятельности, а несколькими, и при этом может варьировать приоритеты.

Недавно ты делилась информацией о таком феномене, как “слэш-человек”. Что это и как это относится к твоей деятельности?

Об этом феномене узнала на странице Ольги Полищук. Мы не знакомы лично, но раньше она работала в институте «Стрелка», курировала множество проектов, в том числе те, в которых мы с Текстилем принимали участие. Сейчас Оля учит людей, как правильно хорошо и много работать, но при этом не сходить с ума. Я увидела ее пост на эту тему, и поняла, что я 100% «слэш-человек» — тот, кто занимается не одним видом деятельности, а несколькими, и при этом может варьировать приоритеты.

Еще до Текстиля я принимала участие в различных съемках, в том числе и коммерческих компейнах для Omut’а и Птички.

Помимо этого люблю и умею делиться знаниями о городе — веду телеграм-канал “Большой маленький город”. Мне нравится находить классные факты и новости и делиться ими с людьми, помимо этого я иногда вожу экскурсии. Еще организую вечеринки.

Насколько полезно быть слэш-человеком?

Сейчас все чаще мелькают данные о том, что до 2050 года одна профессия на всю жизнь уже перестанет быть актуальной. Кроме каких-то очень специфичных сфер как, например, медицина или пожарное дело. В настоящее время человеку приходится постоянно учиться чему-то новому, и здесь вопрос уже не в том, насколько это востребовано, а насколько полезно и актуально. В условиях быстро меняющегося мира никто не знает, чем придется зарабатывать на жизнь завтра. Сейчас эта проблема особо остро отражается на людях старшего возраста, которым порой тяжело перестроиться и адаптироваться под новые запросы общества.

У твоих проектов, в том числе и личных, очень лаконичные и оригинальные названия. Как удается придумать их?

Недавно мы говорили с Сергеем Кремневым о том, что у меня есть определенный навык нейминга. Я думаю, что научилась, кстати, как раз у него. В процессе проектной работы мы часто проводим брейншторминги и рефлексируем, это помогает находить нестандартные подходы к решению различных задач. Считаю, что даже к самым формальным вещам нужно стараться относиться креативно. В какой-то мере это залог того, насколько интересной и насыщенной оказывается твоя жизнь.

Кто, по твоему мнению, горожане?

Горожанин — человек, который умеет и знает, как пользоваться благами города, то есть использовать все возможности, которые он дает. Например, ходить и участвовать в различных мероприятиях, уметь пользоваться городской средой: ходить на пикники в парки, сидеть на газоне, в объезд пробки ехать на велосипеде. Горожане берут от города все и не становятся его заложниками, а наоборот, делают так, чтобы город работал на них.

Несколько любимых событий в Ярославле?

Многое зависит не от организации мероприятия и его качества, а от людей, с которыми я провела время на нем. Поэтому могу абсолютно спокойно насладиться и Днем города, и Новым годом на Советской площади. Одно из самых любимых городских событий — “Резиновый пикник”. Каждый год он приносил, и надеюсь, будет приносить массу эмоцией и хороших воспоминаний.

Есть ли у тебя любимое место в городе?

Да, это речной вокзал. С ним связано много трогательных моментов из подросткового возраста. Место очень классное. Во-первых, потому что находится рядом с водой, которая всегда заряжает человека. Во-вторых, это безумно красивое здание советского модернизма. Очень лаконичный и простой стиль, который я сильно люблю!

Саша на фоне Речного Порта

Видишь ли ты себя в другом городе?

Это актуальный для меня вопрос. В другом городе я себя вижу, но там я, безусловно, не смогу быть тем же самым человеком, каким могу быть в Ярославле. У меня не будет всех тех ресурсов, которыми я обладаю здесь. В первую очередь человеческих: чтобы решить нерешаемый вопрос здесь всегда достаточного одного звонка или сообщения. Конечно, и в другом городе можно плотно влиться в коммьюнити, но для того, чтобы стать местным нужно потратить довольно много времени и сил. По этой причине многие часто возвращаются в родные города. Я бы хотела пережить этот опыт, совсем скоро планирую это сделать.

Нравится ли тебе, как культурологу, уровень культуры в Ярославле?

Я бы судила о культуре в городе по молодежным проектам. Молодежь — рупор всяческих изменений, она хорошо отражает то, что происходит в том или ином месте. В Ярославле, к сожалению, очень низкий уровень инициативности молодёжи. Иногда знакомые говорят, что Текстиль не тусовочный, что он мог бы быть более движовым местом, тогда туда потянулось бы больше молодых людей. Но многие забывают, что Текстиль появился 6 лет назад, и за это время не возникло ни одной альтернативной площадки. Хотя мы были бы очень рады, если в городе появлялись более прогрессивные, и отвечающие современным запросам, места.

Как планируешь трудиться через пять лет?

Мне нравится совмещать умственный и физический труд. Когда ты создаёшь что-то своими руками, ты больше ценишь это. Через пять лет я бы хотела продолжать работать в сфере культуры и, вне зависимости от направления и места работы, просто получать удовольствие от результата.

Что бы ты хотела сказать городу?

Хочу сказать, что город классный, и что его очень часто недооценивают. Люди любят Ярославль не за то, что он просто красивый, а за то, что он обладает соразмерным человеку темпом жизни, масштабом и какой-то особой атмосферой. Мне бы хотелось, чтобы он раскрывался для людей всё чаще, а они в ответ хотели не только остаться в нем, но и сделать собственный вклад в его развитие.

Мы благодарим Сашу за интервью, любовь к городу и вклад в развитие культуры в Ярославле!

Избранное

Мария Осипова — леттеринг-дизайнер мастерской «Меломел»
Хлопок: об экологичном подходе к красоте
Оля Костерина — свободолюбивый трудоголик
Саша Макарова — слэш-человек