Анастасия Иванова: новое поколение креативного класса

Сегодня мы познакомимся с Анастасией Ивановой – креатором, контент-менеджером, сооснователем творческого проекта Friendly Murket. Мы поговорили о работе и учёбе, локальных проектах и образе города. В конце интервью мы попросили Анастасию создать ментальную карту Ярославля и вместе её проанализировали.

Креативный класс – понятие, которым американский исследователь Ричард Флорида описал новый экономический класс, чья деятельность имеет отношение к культурным индустриям и креативность в своей основе. К креативному классу можно отнести художников, писателей, архитекторов, дизайнеров, редакторов, креаторов, деятелей культуры и других, чей труд связан с творческим процессом. Они, по Флориде*, склонны формировать локальные сообщества, создавать для себя «третьи места» – пространства для общения, которые посещаются наравне с первыми двумя местами – домом и работой, преобразовывать окружающую среду своим творчеством и искать аутентичный культурный опыт. Концепция Флориды является предметом постоянных дискуссий, однако, мы возьмём это определение для обозначения творческого сообщества в Ярославле.

Мы поговорили с Анастасией, представителем «нового поколения» креативного класса – молодых людей, которые в 18-20 лет инициируют собственные проекты и стремятся наполнить город своим творчеством.

Начало

Какой момент жизни ты воспринимаешь как начало личной истории в креативном сообществе?

Главу моей жизни под названием «кофейня “Утро”», определенно, считаю началом. И без неё не было бы следующих глав – моей работы в Maison Cassiopée, например.

А как ты начала работать в «Утре»?

В подростковом возрасте мы с подругой знали про эту кофейню, но никогда там не были – казалось, что мы до этого места ещё не доросли. В 2020 году в «Утре» открылась вакансия повара. Моя подруга повар-технолог по образованию, я написала за неё резюме, и её взяли на работу. В какой-то день она мне позвонила и сказала срочно прийти. Тогда впервые открывалась вакансия барбека в кофейне. Я пришла, со мной провели собеседование на веранде, оно было коротким. Я понравилась администратору Инне и через пару дней уже начала работать. Первые дни были очень странными: барбека в кофейне до этого не было, и ребята сами не знали, как в таком формате работать и что со мной делать. Я ходила за всеми как утёнок и обрастала своими обязанностями.

Какой опыт тебе дала работа в кофейне?

Помню моё прощальное сообщение, когда я увольнялась. Это было словно прощание ребенка-маугли со стаей волков, которая его воспитала. Ушла я из «Утра» совершенно другим человеком. Ребята там всегда интересовались мной, моей жизнью и раскрывали меня как человека. Я работала там три года, до апреля 2023 года, и за этот период жизни я очень им благодарна.

Friendly Murket

Маркет – мероприятие, на котором мастера, дизайнеры, художники и представители других творческих профессий в формате ярмарки выставляют и продают свои работы. Маркет – основной формат ивентов Friendly Murket, о котором пойдет речь дальше.

Что такое Friendly Murket?

Friendly Murket – творческий проект, объединяющий креативных людей, желающих поделиться своими проявлениями с другими, обменяться опытом и обрести новые приятные знакомства. Мы собираем вместе и тех мастеров, кто уже реализуется в творчестве самостоятельно и тех, кто только начинает свой путь и не знает с чего начать. Также мы проводим образовательные лекции, собираемся на просмотры фильмов и даже поэтические вечера. У нас нет постоянного адреса, локации могут меняться от одного маркета к другому.

Как появился проект Friendly Murket?

Это моя любимая история. Мы с моей подругой Златой стали жить вместе в мае 2022 года. Еще у меня есть подруга Аня, татуировщица и художница. Она часто говорила мне, что ей хочется продвигать своё творчество, продавать картины. Я до сих пор мечтаю о том, чтобы Аня провела свою выставку. В этот момент у меня всё сложилось в голове: у Ани есть офис, в котором она бьет татуировки, а ещё она может выступить в роли дизайнера. У Златы есть волшебная способность преобразовывать пространство. И есть я, у которой достаточно много знакомых, подвешен язык и постоянно появляются идеи.

Я предложила устроить маркет. Тогда он ещё не назывался Friendly Murket, название первого маркета было «Еpileps и подружки». Он проходил в офисе у Ани. У нас было пять афиш, развешанных по городу, мы даже не создали социальных сетей. К нам пришло много людей, и все задавали вопросы, когда будет следующее мероприятие, можно ли принять участие в качестве мастеров. Мы почувствовали, что город нас принял. Чуть позже я стала искать площадки для новых мероприятий, но везде получала отказ: мы маленький проект, нас ещё не так много, кто знает, у нас нет никакой финансовой подушки.

И потом я нашла творческое пространство Gold Flamingo Art на улице Пушкина, которое находится в усадьбе Пастухова. Я написала художнице Гале, которая является создателем этого пространства. Это была встреча как в «Дьявол носит Prada», когда к крутой женщине приходит молодая, зелёная девчонка. Я ещё принесла ей кофе в стаканчике из «Утра»! Я стояла в проходе и тряслась, потому что понимала, что если получу отказ, наша идея провалится. Я рассказала о концепции проекта. Галя спросила, есть ли у нас бюджет, сможем ли мы заплатить за аренду. В этот момент я уже как в «Волк с Уолл-стрит» пытаюсь продать ручку: оглядываюсь, замечаю, что в пространстве много работ, которые можно продать. Я сказала, что вместо платы за аренду мы можем продать работы из студии на нашем маркете. Галя согласилась и дала мне ключи. С этого началась история Friendly Murket. Галя нам очень помогла, вдохновила создать социальные сети, и даже первые Reels делали с ней вместе.

Как появилось название проекта?

Название мы придумали случайно. Friendly – про нашу атмосферу, потому что вся концепция базируется на друзьях и дружеской обстановке. Murket через u – случайно, мы сделали ошибку, когда писали слово, так и получилось. Аня сделала логотип. И вот нашему проекту уже год, хотя до сих пор кажется, что мы делаем это для себя, и никто про нас не знает. Бывает, мы думаем, что уже наигрались, но нас продолжают спрашивать про новые мероприятия – и мы понимаем, что нас это не отпускает.

Чем в проекте занимаешься ты?

Я занимаюсь связями с общественностью. Часто мне выпадает роль человека, который через нетворкинг находит людей. Сейчас это получается уже по сарафанному радио, конечно, но, например, поиском лекторов часто занимаюсь я. Хочется организовать такое мероприятие, которое было бы интересно мне самой. Например, моя подруга Соня Пичугина, которая организовывает Locals Зинфест в Ярославле и Москве, рассказала мне о таком формате, как Sexy Market. Он вроде бы sexy, но самое мероприятие наоборот не sexy. Я загорелась этой идеей и предложила девочкам организовать такой маркет, который действительно будет sexy. У нас были лекции про оргазм и сексуальную революцию, секспросвет. Я так не считаю, но Аня и Злата говорят, что это был один из лучших наших маркетов.

Какие у проекта планы на будущее?

Если говорить о том, каким я вижу проект в будущем, мне бы хотелось сделать из него арт-перформанс, чтобы люди уже при входе попадали в отдельный мир. Это можно сделать при помощи звуков, запахов, картин. Устроить почти театральное действие. Такого в Ярославле ещё нет.

Какое из мероприятий Friendly Murket – твоё любимое?

Для меня самым лучшим до сих пор остаётся самый первый маркет. Просто тот факт, что он был – это удивительная история!

Расскажи, пожалуйста, историю этой фотографии: когда и как она была сделана?

Это новогодний маркет, который мы проводили в том же месте, что и первый – на Чайковского, 40. Нам любезно предоставила свой офис Катарина – это буквально дверь напротив офиса Ани. Есть стандартный формат ярмарок перед новым годом, и мы думали, что же мы можем придумать для нашего маркета. Это первый из двух дней маркета, фотография сделана на плёнку Златы. Мы открыли маркет и в конце первого дня сделали это фото!

Чем бы ты сейчас занималась, если Friendly Murket, как вы изначально и думали, не продолжил бы своё существование после первого ивента?

Я думаю, что сам Friendly Murket не мог не существовать. Возможно, это было бы под другим названием, но сами вечеринки, лекции, кинопоказы – это всё должно было произойти. Если бы мне захотелось сделать вечеринку в Победе, я бы её сделала. А если бы не захотела – наверное, это была бы уже не Настя Иванова. И не Злата, и не Аня, а какие-то совершенно другие люди.

Что самое сложное в процессе организации мероприятий?

Обычно получается, что наши мероприятия отталкиваются от пространства. Может быть, для кого-то находить площадку – это не сложно, можно заплатить деньги, договориться по связям. Мы обсуждали с Юлей Брюхановой из Pop Up Bar, что всегда есть большой соблазн найти одну площадку и проводить все мероприятия только там. Мы могли остаться на Чайковского, 40, могли ограничиться и остаться только в офисе у Ани, где был первый маркет. Сейчас я смело думаю о том, что мы могли бы гастролировать, поехать покорять Кострому или даже Москву – может быть, когда-то нас позовут и туда. Это мобильная история, маркет загорается как искорка. Мы думали о работе в постоянном формате, но не пришли к такому решению. Так пропадает вся концепция, маркет может превратиться просто в магазин, а сейчас маркет – мини-праздник!

Какие ближайшие планы у Friendly Murket?

Ноябрьский кинопоказ совместно с подкастом «Дверь в подвал». Это была идея Ани, она любит true crime и предложила мне пригласить Владиславу Куимову. Кинопоказ пройдет в новом для нас пространстве на Кирова – мы выбрались на центральную улицу. Сначала будет вводная лекция о фильме, сам просмотр, и обсуждение фильма в формате подкаста.

Работа и учёба

Расскажи, как вы познакомились с Машей Сорокоумовой, создательницей флористической мастерской Maison Cassiopée?

Мы познакомились благодаря «Утру». Я не помню точный день знакомства, но мы любим вспоминать историю, как после того, как Маша вернулась из Санкт-Петербурга, она заново открывала свою флористическую мастерскую, и меня позвали туда красить стены. Потом мы начали друг друга узнавать, я часто заходила и приносила ей кофе, а Маша дарила мне цветы и собирала букеты. Мы подружились, устраивали вместе съёмки, я привозила ей подарки из поездок. И так мы додружились до того, что теперь она моя начальница. Когда я собиралась уходить из «Утра», у Маши как раз открылась вакансия контент-менеджера, и я спросила, возьмёт ли она меня. Так и получилось!

Можно ли сказать, что адрес ул. Чайковского, 40 – очень важный в твоей жизни?

Это точно так! Без шуток, Чайковского 40 можно сравнить с общежитием. Там находится кофейня «Утро», мастерская Маши, офис Ани. Даже, например, наш первый маркет, который прошел там – люди ходят по разным комнатам, и все знают друг друга. И все твои друзья!

Сейчас ты учишься в университете, расскажи, почему ты поступила именно на журналистику?

Я знала, что я буду журналистом, лет с двенадцати. Родители записали меня в студию кино и телевидения. Мне нравилось снимать и фотографировать, писать сценарии, тексты, что-то рассказывать людям. Там я познакомилась с Натальей Ивановной, которая прошла со мной уже половину жизни, и скоро станет моим преподавателем в университете.

До одиннадцатого класса я не знала, что в Ярославле есть направление «Журналистика». Однажды мы сидели в кофейне с моим другом Ваней Пивневым, который собирался поступать на филологию. Он открыл мне глаза и рассказал, что учиться на журналиста можно в ЯГПУ. Период поступления прошёл как в тумане: я сдавала экзамены, работала в кофейне. Помню момент, как я узнала, что поступила. Результаты смотрела даже не я, а мой одноклассник и теперь одногруппник – он мне написал и поздравил с поступлением.

В университет ты приходишь зелёным школьником, ничего не знающем об этой системе. Жутко страшно, но очень интересно! В университете я познакомилась с Владиславой Михайловной Куимовой, она прекрасный преподаватель, мне очень нравятся её пары. Конечно, не все ожидания оправдались – мы не ходим в бомберах и не пьём кофе на ланче, как в американских колледжах, ха-ха-ха! Мне очень повезло с одногруппниками, они меня поддерживают в моих начинаниях. Кажется, это такая черта журналистов – искренне интересоваться всем, что происходит вокруг.

Я не думаю, что в будущем буду работать журналистом, но то, чему нас обучают – это хорошая школа жизни и действительно полезные навыки.

Не было ли у тебя мысли поступать в Москву?

Нет, не хотелось поступать в Москву. Когда я не знала, что на журналиста можно учиться в Ярославле, думала, что буду поступать в Петербург. Москва не привлекает своим бешеным ритмом, долгое время она меня пугала. Но сейчас я начинаю узнавать её больше и открываю для себя по-новому, и мне кажется, что она тоже начинает меня принимать. Первая самостоятельная поездка в 15 лет была как раз в Москву – так или иначе, она меня манила.

[Мне кажется, у многих ярославцев есть такое ощущение, потому что первое, куда мы попадаем в Москве – Ярославский вокзал и станция метро Комсомольская. На площади трёх вокзалов происходит какой-то хаос, Комсомольская – не самая удобная станция метро для перемещения с чемоданами, и все куда-то едут. Поэтому кажется, что в Москве всегда так. – Прим. автора.]

Город

Сейчас ты живешь в центре Ярославля. Почему именно центр, какие возможности даёт жизнь в центре города?

Как говорит моя бабушка, в центре другие люди. Мне близко до работы, я не трачу время, не трачу деньги на транспорт. Всё в одной точке, рядом. Сейчас мне это даёт действительно многое.

И даже то, с кем я живу! Мне очень повезло. Был интересный момент в моей жизни, когда мне удалось пожить одной. Это были 9 месяцев (с сентября по май), которые я провела на Флотской. Этот период меня воспитал и закалил. Когда я только переехала от мамы, меня многому учила Злата. Но жить одной – совсем другой опыт, важно побыть в одиночестве и научиться чувствовать себя комфортно.

Какие у тебя любимые места в городе?

Первое – Монастырский сад [Казанского женского монастыря – Прим. ред.], который находится рядом с «Просто кофе». Это любимое место Маши Сорокоумовой, там проходили наши первые прогулки, и когда я прохожу там, всегда вспоминаю наши безмятежные разговоры.

Конечно, это, все-таки, Чайковского, 40. Там постоянно какое-то движение, невозможно прийти на Чайковского, 40 и никого не встретить.

На третьем месте сейчас «Тепло», мне нравится туда приходить и понимать, что несмотря на то, что кажется, что знаешь весь Ярославль, невозможно знать всех, там я встречаю и узнаю новых людей. В Ярославле не хватает места, где можно делать то, что ты хочешь, а здесь всё хорошо: молодой писатель может прийти с идеей устроить литературный вечер, и Наталья Альбертовна Вяткина скажет ему: «Жги!»

С чем, по твоему мнению, в Ярославле всё в порядке?

Ярославль – кузница творческих ребят! Вот с этим всё в порядке! Говоря о том, что не в порядке и что не так – это, конечно, дороги. Что не так – это то, что мы обычно обсуждаем на парах с Владиславой Михайловной.

Раньше мы говорили о том, что в Ярославле есть группа активных горожан, которые занимаются чем-то креативным, но вся эта деятельность остаётся признанной только в рамках этого «пузыря». Есть ли у тебя такое ощущение?

В Ярославле почти со всеми есть общие знакомые, многие – это друзья друзей и так далее. Складывается впечатление, что мы находимся даже не в пузыре, а просто в одном пространстве. В Москве, заходя в кофейню, с тобой никто не здоровается, и я раньше думала, что что-то не так, потому что в Ярославле совершенно по-другому.

Были ли у тебя когда-нибудь мысли о переезде из Ярославля в другой город?

Мне тяжело представить возможный переезд из Ярославля. Я бы могла пожить где-то в другом месте, но обязательно бы вернулась.

Ментальная карта Ярославля

В ходе интервью мы предложили Насте изобразить на листе бумаги ментальную карту города. Ментальные карты представляют собой «способ фиксации человеческих представлений о географическом пространстве»** и инструмент для исследования пространственного восприятия. На ментальной карте предлагается схематично нарисовать, как выглядит город с точки зрения конкретного человека. При этом даётся полная свобода в изображении города – всё зависит только от того, как его воспринимает человек. Ментальные карты позволяют ёмко изобразить место и узнать больше о том, как человек воспринимает это пространство и с какими его составляющими взаимодействует. Анастасия комментировала процесс создания ментальной карты, а после мы вместе его проанализировали.

Мы начнем от моего дома на улице Ушинского. Вот так идёт улица, тут находится театр имени Волкова, а здесь – Первомайский бульвар. Чуть дальше – кофейня «Просто кофе». Здесь можно много что изобразить: «Кофе он твой», «Noodle Market». Здесь набережная – как бы её изобразить?

Сейчас я покажу свой путь в школу, так я называю университет. От театра мы идём по улице Пушкина. Здесь можно нарисовать усадьбу Пастухова, где у нас проходил летний маркет. Там сейчас ещё располагается The СityJungle. Идём далее по Пушкина и сворачиваем на ул. Чайковского, 40. Здесь у нас кофейня «Утро», мастерская Maison Cassiopée, но совсем скоро она будет располагаться уже не здесь. [Интервью было записано в октябре 2023 года. 11 ноября флористическая мастерская Maison Cassiopée переехала на улицу Волкова. – Прим. ред.] А здесь – Бутусовский парк.

Я рисую Ярославль таким маленьким!

А почему ты рисуешь только центр города?

Для меня сейчас центр – это и есть весь город. Когда я уезжаю в Брагино, мне кажется, я еду в другой город! Учитывая, что я мало пользуюсь транспортом, для меня это целое приключение – сесть в маршрутку, доехать, а ехать туда сорок минут!

Давай я нарисую только ключевые места. Здесь «Папин гараж», можно было написать просто «ПГ», рядом – Аура. Сейчас резко сократим – перейдем к Которосльной набережной. Вот здесь будет мой университет. А в какую сторону мы едем на Красный Перекоп? Здесь домик моей подружки, а тут – Текстиль. Фабрика!

Мне кажется, ещё нужно изобразить Музей-заповедник. Ещё я хочу нарисовать герб с медведем, потому что в Ярославле он должен быть везде. Всё, мой Ярославль закончился на этой улице. Тогда я продолжу набережную.

Хочу нарисовать улицу Кирова. Это сложно, я плохо помню, как соединяются улицы. Вот здесь, получается, улица Волкова. Там Рождественский сад и церковь. Дальше – Советская, здесь находится арт-пространство «Тепло» и «Сладости и радости». Ближе к «Просто кофе» – этот маленький монастырский сад, про который я говорила. Где-то здесь рядом – Ярославский художественный музей. Ещё я недавно побывала в церкви Ильи Пророка, которая была закрыта всю мою жизнь. Там платный вход, но ничего впечатляющего не было.

Вот здесь, получается, улица Пушкина, а рядом – улица Свердлова, а там находится Камерный театр. Вот и весь мой Ярославль!

Получается, что улица Пушкина занимает центральное положение на твоей ментальной карте?

Да, получается! А какие у нас улицы считаются центральными – Кирова и Свободы? Пушкина – центральная улица моего пути, и кажется, я знаю тут все дворы и как лучше срезать.

Интерпретируя ментальную карту, можно заметить два интересных момента:

Настя отметила, что изобразила только центральную часть города, поскольку сейчас она бывает только в этой локации и редко выезжает в другие районы, поэтому они не вошли на карту, а иногда и вовсе воспринимаются как «другой город».

То, что в центре карты оказалась улица Пушкина, сама Настя интерпретировала через центральное положение этой улицы на её пути – хотя сама по себе улица Пушкина не претендует на статус центральной улицы, вокруг которой концентрируются городские практики.

Кроме того, с помощью ментальной карты можно увидеть, какие места в представлении Анастасии являются ключевыми, а также, какие городские практики являются важными для респондента. В процессе создания ментальной карты были озвучены некоторые комментарии к изображаемым местам, воспоминания, с ними связанные, а также было озвучено множество топонимов и местных обозначений некоторых мест.

Финальный вопрос: что бы ты хотела сказать городу?

Я бы хотела сказать, что я его очень люблю. Хочется, чтобы он продолжал развиваться. Кажется, я говорю это не отдельным людям, не пространству, а одухотворенному Ярославлю. Пусть город развивается, растет и продолжает быть тем полем, в котором появляются такие удивительные люди, как ярославцы.

ㅤ ㅤ ㅤ ㅤ ㅤ

Фото: обложка – Мария Сорокоумова; 1, 5 – Алиса Михайлова; 2, 3 – Глеб Луканин; 4 – из личного архива Златы Егоровой; 6 – Арина Сурина; 7, 8 – Даня Самылкин.

ㅤ ㅤ

* Флорида Р. (2007) Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1».

ㅤ ㅤ ㅤ ㅤ ㅤ

** Митин И.И. (2018) Ментальные карты как инструмент комплексного культурно-географического исследования: анализ подходов // Географический вестник = Geographical bulletin. №4 (47). С. 22.

Люди

октября 2023

Сегодня мы познакомимся с Анастасией Ивановой – креатором, контент-менеджером, сооснователем творческого проекта Friendly Murket. Мы поговорили о работе и учёбе, локальных проектах и образе города. В конце интервью мы попросили Анастасию создать ментальную карту Ярославля и вместе её проанализировали.

Креативный класс – понятие, которым американский исследователь Ричард Флорида описал новый экономический класс, чья деятельность имеет отношение к культурным индустриям и креативность в своей основе. К креативному классу можно отнести художников, писателей, архитекторов, дизайнеров, редакторов, креаторов, деятелей культуры и других, чей труд связан с творческим процессом. Они, по Флориде*, склонны формировать локальные сообщества, создавать для себя «третьи места» – пространства для общения, которые посещаются наравне с первыми двумя местами – домом и работой, преобразовывать окружающую среду своим творчеством и искать аутентичный культурный опыт. Концепция Флориды является предметом постоянных дискуссий, однако, мы возьмём это определение для обозначения творческого сообщества в Ярославле.

Мы поговорили с Анастасией, представителем «нового поколения» креативного класса – молодых людей, которые в 18-20 лет инициируют собственные проекты и стремятся наполнить город своим творчеством.

Начало

Какой момент жизни ты воспринимаешь как начало личной истории в креативном сообществе?

Главу моей жизни под названием «кофейня “Утро”», определенно, считаю началом. И без неё не было бы следующих глав – моей работы в Maison Cassiopée, например.

А как ты начала работать в «Утре»?

В подростковом возрасте мы с подругой знали про эту кофейню, но никогда там не были – казалось, что мы до этого места ещё не доросли. В 2020 году в «Утре» открылась вакансия повара. Моя подруга повар-технолог по образованию, я написала за неё резюме, и её взяли на работу. В какой-то день она мне позвонила и сказала срочно прийти. Тогда впервые открывалась вакансия барбека в кофейне. Я пришла, со мной провели собеседование на веранде, оно было коротким. Я понравилась администратору Инне и через пару дней уже начала работать. Первые дни были очень странными: барбека в кофейне до этого не было, и ребята сами не знали, как в таком формате работать и что со мной делать. Я ходила за всеми как утёнок и обрастала своими обязанностями.

Какой опыт тебе дала работа в кофейне?

Помню моё прощальное сообщение, когда я увольнялась. Это было словно прощание ребенка-маугли со стаей волков, которая его воспитала. Ушла я из «Утра» совершенно другим человеком. Ребята там всегда интересовались мной, моей жизнью и раскрывали меня как человека. Я работала там три года, до апреля 2023 года, и за этот период жизни я очень им благодарна.

Friendly Murket

Маркет – мероприятие, на котором мастера, дизайнеры, художники и представители других творческих профессий в формате ярмарки выставляют и продают свои работы. Маркет – основной формат ивентов Friendly Murket, о котором пойдет речь дальше.

Что такое Friendly Murket?

Friendly Murket – творческий проект, объединяющий креативных людей, желающих поделиться своими проявлениями с другими, обменяться опытом и обрести новые приятные знакомства. Мы собираем вместе и тех мастеров, кто уже реализуется в творчестве самостоятельно и тех, кто только начинает свой путь и не знает с чего начать. Также мы проводим образовательные лекции, собираемся на просмотры фильмов и даже поэтические вечера. У нас нет постоянного адреса, локации могут меняться от одного маркета к другому.

Как появился проект Friendly Murket?

Это моя любимая история. Мы с моей подругой Златой стали жить вместе в мае 2022 года. Еще у меня есть подруга Аня, татуировщица и художница. Она часто говорила мне, что ей хочется продвигать своё творчество, продавать картины. Я до сих пор мечтаю о том, чтобы Аня провела свою выставку. В этот момент у меня всё сложилось в голове: у Ани есть офис, в котором она бьет татуировки, а ещё она может выступить в роли дизайнера. У Златы есть волшебная способность преобразовывать пространство. И есть я, у которой достаточно много знакомых, подвешен язык и постоянно появляются идеи.

Я предложила устроить маркет. Тогда он ещё не назывался Friendly Murket, название первого маркета было «Еpileps и подружки». Он проходил в офисе у Ани. У нас было пять афиш, развешанных по городу, мы даже не создали социальных сетей. К нам пришло много людей, и все задавали вопросы, когда будет следующее мероприятие, можно ли принять участие в качестве мастеров. Мы почувствовали, что город нас принял. Чуть позже я стала искать площадки для новых мероприятий, но везде получала отказ: мы маленький проект, нас ещё не так много, кто знает, у нас нет никакой финансовой подушки.

И потом я нашла творческое пространство Gold Flamingo Art на улице Пушкина, которое находится в усадьбе Пастухова. Я написала художнице Гале, которая является создателем этого пространства. Это была встреча как в «Дьявол носит Prada», когда к крутой женщине приходит молодая, зелёная девчонка. Я ещё принесла ей кофе в стаканчике из «Утра»! Я стояла в проходе и тряслась, потому что понимала, что если получу отказ, наша идея провалится. Я рассказала о концепции проекта. Галя спросила, есть ли у нас бюджет, сможем ли мы заплатить за аренду. В этот момент я уже как в «Волк с Уолл-стрит» пытаюсь продать ручку: оглядываюсь, замечаю, что в пространстве много работ, которые можно продать. Я сказала, что вместо платы за аренду мы можем продать работы из студии на нашем маркете. Галя согласилась и дала мне ключи. С этого началась история Friendly Murket. Галя нам очень помогла, вдохновила создать социальные сети, и даже первые Reels делали с ней вместе.

Как появилось название проекта?

Название мы придумали случайно. Friendly – про нашу атмосферу, потому что вся концепция базируется на друзьях и дружеской обстановке. Murket через u – случайно, мы сделали ошибку, когда писали слово, так и получилось. Аня сделала логотип. И вот нашему проекту уже год, хотя до сих пор кажется, что мы делаем это для себя, и никто про нас не знает. Бывает, мы думаем, что уже наигрались, но нас продолжают спрашивать про новые мероприятия – и мы понимаем, что нас это не отпускает.

Чем в проекте занимаешься ты?

Я занимаюсь связями с общественностью. Часто мне выпадает роль человека, который через нетворкинг находит людей. Сейчас это получается уже по сарафанному радио, конечно, но, например, поиском лекторов часто занимаюсь я. Хочется организовать такое мероприятие, которое было бы интересно мне самой. Например, моя подруга Соня Пичугина, которая организовывает Locals Зинфест в Ярославле и Москве, рассказала мне о таком формате, как Sexy Market. Он вроде бы sexy, но самое мероприятие наоборот не sexy. Я загорелась этой идеей и предложила девочкам организовать такой маркет, который действительно будет sexy. У нас были лекции про оргазм и сексуальную революцию, секспросвет. Я так не считаю, но Аня и Злата говорят, что это был один из лучших наших маркетов.

Какие у проекта планы на будущее?

Если говорить о том, каким я вижу проект в будущем, мне бы хотелось сделать из него арт-перформанс, чтобы люди уже при входе попадали в отдельный мир. Это можно сделать при помощи звуков, запахов, картин. Устроить почти театральное действие. Такого в Ярославле ещё нет.

Какое из мероприятий Friendly Murket – твоё любимое?

Для меня самым лучшим до сих пор остаётся самый первый маркет. Просто тот факт, что он был – это удивительная история!

Расскажи, пожалуйста, историю этой фотографии: когда и как она была сделана?

Это новогодний маркет, который мы проводили в том же месте, что и первый – на Чайковского, 40. Нам любезно предоставила свой офис Катарина – это буквально дверь напротив офиса Ани. Есть стандартный формат ярмарок перед новым годом, и мы думали, что же мы можем придумать для нашего маркета. Это первый из двух дней маркета, фотография сделана на плёнку Златы. Мы открыли маркет и в конце первого дня сделали это фото!

Чем бы ты сейчас занималась, если Friendly Murket, как вы изначально и думали, не продолжил бы своё существование после первого ивента?

Я думаю, что сам Friendly Murket не мог не существовать. Возможно, это было бы под другим названием, но сами вечеринки, лекции, кинопоказы – это всё должно было произойти. Если бы мне захотелось сделать вечеринку в Победе, я бы её сделала. А если бы не захотела – наверное, это была бы уже не Настя Иванова. И не Злата, и не Аня, а какие-то совершенно другие люди.

Что самое сложное в процессе организации мероприятий?

Обычно получается, что наши мероприятия отталкиваются от пространства. Может быть, для кого-то находить площадку – это не сложно, можно заплатить деньги, договориться по связям. Мы обсуждали с Юлей Брюхановой из Pop Up Bar, что всегда есть большой соблазн найти одну площадку и проводить все мероприятия только там. Мы могли остаться на Чайковского, 40, могли ограничиться и остаться только в офисе у Ани, где был первый маркет. Сейчас я смело думаю о том, что мы могли бы гастролировать, поехать покорять Кострому или даже Москву – может быть, когда-то нас позовут и туда. Это мобильная история, маркет загорается как искорка. Мы думали о работе в постоянном формате, но не пришли к такому решению. Так пропадает вся концепция, маркет может превратиться просто в магазин, а сейчас маркет – мини-праздник!

Какие ближайшие планы у Friendly Murket?

Ноябрьский кинопоказ совместно с подкастом «Дверь в подвал». Это была идея Ани, она любит true crime и предложила мне пригласить Владиславу Куимову. Кинопоказ пройдет в новом для нас пространстве на Кирова – мы выбрались на центральную улицу. Сначала будет вводная лекция о фильме, сам просмотр, и обсуждение фильма в формате подкаста.

Работа и учёба

Расскажи, как вы познакомились с Машей Сорокоумовой, создательницей флористической мастерской Maison Cassiopée?

Мы познакомились благодаря «Утру». Я не помню точный день знакомства, но мы любим вспоминать историю, как после того, как Маша вернулась из Санкт-Петербурга, она заново открывала свою флористическую мастерскую, и меня позвали туда красить стены. Потом мы начали друг друга узнавать, я часто заходила и приносила ей кофе, а Маша дарила мне цветы и собирала букеты. Мы подружились, устраивали вместе съёмки, я привозила ей подарки из поездок. И так мы додружились до того, что теперь она моя начальница. Когда я собиралась уходить из «Утра», у Маши как раз открылась вакансия контент-менеджера, и я спросила, возьмёт ли она меня. Так и получилось!

Можно ли сказать, что адрес ул. Чайковского, 40 – очень важный в твоей жизни?

Это точно так! Без шуток, Чайковского 40 можно сравнить с общежитием. Там находится кофейня «Утро», мастерская Маши, офис Ани. Даже, например, наш первый маркет, который прошел там – люди ходят по разным комнатам, и все знают друг друга. И все твои друзья!

Сейчас ты учишься в университете, расскажи, почему ты поступила именно на журналистику?

Я знала, что я буду журналистом, лет с двенадцати. Родители записали меня в студию кино и телевидения. Мне нравилось снимать и фотографировать, писать сценарии, тексты, что-то рассказывать людям. Там я познакомилась с Натальей Ивановной, которая прошла со мной уже половину жизни, и скоро станет моим преподавателем в университете.

До одиннадцатого класса я не знала, что в Ярославле есть направление «Журналистика». Однажды мы сидели в кофейне с моим другом Ваней Пивневым, который собирался поступать на филологию. Он открыл мне глаза и рассказал, что учиться на журналиста можно в ЯГПУ. Период поступления прошёл как в тумане: я сдавала экзамены, работала в кофейне. Помню момент, как я узнала, что поступила. Результаты смотрела даже не я, а мой одноклассник и теперь одногруппник – он мне написал и поздравил с поступлением.

В университет ты приходишь зелёным школьником, ничего не знающем об этой системе. Жутко страшно, но очень интересно! В университете я познакомилась с Владиславой Михайловной Куимовой, она прекрасный преподаватель, мне очень нравятся её пары. Конечно, не все ожидания оправдались – мы не ходим в бомберах и не пьём кофе на ланче, как в американских колледжах, ха-ха-ха! Мне очень повезло с одногруппниками, они меня поддерживают в моих начинаниях. Кажется, это такая черта журналистов – искренне интересоваться всем, что происходит вокруг.

Я не думаю, что в будущем буду работать журналистом, но то, чему нас обучают – это хорошая школа жизни и действительно полезные навыки.

Не было ли у тебя мысли поступать в Москву?

Нет, не хотелось поступать в Москву. Когда я не знала, что на журналиста можно учиться в Ярославле, думала, что буду поступать в Петербург. Москва не привлекает своим бешеным ритмом, долгое время она меня пугала. Но сейчас я начинаю узнавать её больше и открываю для себя по-новому, и мне кажется, что она тоже начинает меня принимать. Первая самостоятельная поездка в 15 лет была как раз в Москву – так или иначе, она меня манила.

[Мне кажется, у многих ярославцев есть такое ощущение, потому что первое, куда мы попадаем в Москве – Ярославский вокзал и станция метро Комсомольская. На площади трёх вокзалов происходит какой-то хаос, Комсомольская – не самая удобная станция метро для перемещения с чемоданами, и все куда-то едут. Поэтому кажется, что в Москве всегда так. – Прим. автора.]

Город

Сейчас ты живешь в центре Ярославля. Почему именно центр, какие возможности даёт жизнь в центре города?

Как говорит моя бабушка, в центре другие люди. Мне близко до работы, я не трачу время, не трачу деньги на транспорт. Всё в одной точке, рядом. Сейчас мне это даёт действительно многое.

И даже то, с кем я живу! Мне очень повезло. Был интересный момент в моей жизни, когда мне удалось пожить одной. Это были 9 месяцев (с сентября по май), которые я провела на Флотской. Этот период меня воспитал и закалил. Когда я только переехала от мамы, меня многому учила Злата. Но жить одной – совсем другой опыт, важно побыть в одиночестве и научиться чувствовать себя комфортно.

Какие у тебя любимые места в городе?

Первое – Монастырский сад [Казанского женского монастыря – Прим. ред.], который находится рядом с «Просто кофе». Это любимое место Маши Сорокоумовой, там проходили наши первые прогулки, и когда я прохожу там, всегда вспоминаю наши безмятежные разговоры.

Конечно, это, все-таки, Чайковского, 40. Там постоянно какое-то движение, невозможно прийти на Чайковского, 40 и никого не встретить.

На третьем месте сейчас «Тепло», мне нравится туда приходить и понимать, что несмотря на то, что кажется, что знаешь весь Ярославль, невозможно знать всех, там я встречаю и узнаю новых людей. В Ярославле не хватает места, где можно делать то, что ты хочешь, а здесь всё хорошо: молодой писатель может прийти с идеей устроить литературный вечер, и Наталья Альбертовна Вяткина скажет ему: «Жги!»

С чем, по твоему мнению, в Ярославле всё в порядке?

Ярославль – кузница творческих ребят! Вот с этим всё в порядке! Говоря о том, что не в порядке и что не так – это, конечно, дороги. Что не так – это то, что мы обычно обсуждаем на парах с Владиславой Михайловной.

Раньше мы говорили о том, что в Ярославле есть группа активных горожан, которые занимаются чем-то креативным, но вся эта деятельность остаётся признанной только в рамках этого «пузыря». Есть ли у тебя такое ощущение?

В Ярославле почти со всеми есть общие знакомые, многие – это друзья друзей и так далее. Складывается впечатление, что мы находимся даже не в пузыре, а просто в одном пространстве. В Москве, заходя в кофейню, с тобой никто не здоровается, и я раньше думала, что что-то не так, потому что в Ярославле совершенно по-другому.

Были ли у тебя когда-нибудь мысли о переезде из Ярославля в другой город?

Мне тяжело представить возможный переезд из Ярославля. Я бы могла пожить где-то в другом месте, но обязательно бы вернулась.

Ментальная карта Ярославля

В ходе интервью мы предложили Насте изобразить на листе бумаги ментальную карту города. Ментальные карты представляют собой «способ фиксации человеческих представлений о географическом пространстве»** и инструмент для исследования пространственного восприятия. На ментальной карте предлагается схематично нарисовать, как выглядит город с точки зрения конкретного человека. При этом даётся полная свобода в изображении города – всё зависит только от того, как его воспринимает человек. Ментальные карты позволяют ёмко изобразить место и узнать больше о том, как человек воспринимает это пространство и с какими его составляющими взаимодействует. Анастасия комментировала процесс создания ментальной карты, а после мы вместе его проанализировали.

Мы начнем от моего дома на улице Ушинского. Вот так идёт улица, тут находится театр имени Волкова, а здесь – Первомайский бульвар. Чуть дальше – кофейня «Просто кофе». Здесь можно много что изобразить: «Кофе он твой», «Noodle Market». Здесь набережная – как бы её изобразить?

Сейчас я покажу свой путь в школу, так я называю университет. От театра мы идём по улице Пушкина. Здесь можно нарисовать усадьбу Пастухова, где у нас проходил летний маркет. Там сейчас ещё располагается The СityJungle. Идём далее по Пушкина и сворачиваем на ул. Чайковского, 40. Здесь у нас кофейня «Утро», мастерская Maison Cassiopée, но совсем скоро она будет располагаться уже не здесь. [Интервью было записано в октябре 2023 года. 11 ноября флористическая мастерская Maison Cassiopée переехала на улицу Волкова. – Прим. ред.] А здесь – Бутусовский парк.

Я рисую Ярославль таким маленьким!

А почему ты рисуешь только центр города?

Для меня сейчас центр – это и есть весь город. Когда я уезжаю в Брагино, мне кажется, я еду в другой город! Учитывая, что я мало пользуюсь транспортом, для меня это целое приключение – сесть в маршрутку, доехать, а ехать туда сорок минут!

Давай я нарисую только ключевые места. Здесь «Папин гараж», можно было написать просто «ПГ», рядом – Аура. Сейчас резко сократим – перейдем к Которосльной набережной. Вот здесь будет мой университет. А в какую сторону мы едем на Красный Перекоп? Здесь домик моей подружки, а тут – Текстиль. Фабрика!

Мне кажется, ещё нужно изобразить Музей-заповедник. Ещё я хочу нарисовать герб с медведем, потому что в Ярославле он должен быть везде. Всё, мой Ярославль закончился на этой улице. Тогда я продолжу набережную.

Хочу нарисовать улицу Кирова. Это сложно, я плохо помню, как соединяются улицы. Вот здесь, получается, улица Волкова. Там Рождественский сад и церковь. Дальше – Советская, здесь находится арт-пространство «Тепло» и «Сладости и радости». Ближе к «Просто кофе» – этот маленький монастырский сад, про который я говорила. Где-то здесь рядом – Ярославский художественный музей. Ещё я недавно побывала в церкви Ильи Пророка, которая была закрыта всю мою жизнь. Там платный вход, но ничего впечатляющего не было.

Вот здесь, получается, улица Пушкина, а рядом – улица Свердлова, а там находится Камерный театр. Вот и весь мой Ярославль!

Получается, что улица Пушкина занимает центральное положение на твоей ментальной карте?

Да, получается! А какие у нас улицы считаются центральными – Кирова и Свободы? Пушкина – центральная улица моего пути, и кажется, я знаю тут все дворы и как лучше срезать.

Интерпретируя ментальную карту, можно заметить два интересных момента:

Настя отметила, что изобразила только центральную часть города, поскольку сейчас она бывает только в этой локации и редко выезжает в другие районы, поэтому они не вошли на карту, а иногда и вовсе воспринимаются как «другой город».

То, что в центре карты оказалась улица Пушкина, сама Настя интерпретировала через центральное положение этой улицы на её пути – хотя сама по себе улица Пушкина не претендует на статус центральной улицы, вокруг которой концентрируются городские практики.

Кроме того, с помощью ментальной карты можно увидеть, какие места в представлении Анастасии являются ключевыми, а также, какие городские практики являются важными для респондента. В процессе создания ментальной карты были озвучены некоторые комментарии к изображаемым местам, воспоминания, с ними связанные, а также было озвучено множество топонимов и местных обозначений некоторых мест.

Финальный вопрос: что бы ты хотела сказать городу?

Я бы хотела сказать, что я его очень люблю. Хочется, чтобы он продолжал развиваться. Кажется, я говорю это не отдельным людям, не пространству, а одухотворенному Ярославлю. Пусть город развивается, растет и продолжает быть тем полем, в котором появляются такие удивительные люди, как ярославцы.

ㅤ ㅤ ㅤ ㅤ ㅤ

Фото: обложка – Мария Сорокоумова; 1, 5 – Алиса Михайлова; 2, 3 – Глеб Луканин; 4 – из личного архива Златы Егоровой; 6 – Арина Сурина; 7, 8 – Даня Самылкин.

ㅤ ㅤ

* Флорида Р. (2007) Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-ХХ1».

ㅤ ㅤ ㅤ ㅤ ㅤ

** Митин И.И. (2018) Ментальные карты как инструмент комплексного культурно-географического исследования: анализ подходов // Географический вестник = Geographical bulletin. №4 (47). С. 22.

Люди

октября 2023

Андрей Алексеев: о «Нефти», любимом кино и планах

Основатель киноклуба «Нефть» о городском киносообществе

Ирина Федорычева: о французском, подкастах и подкастах на французском

Преподаватель французского языка и автор подкаста «Наше место»

Марина Седнева: о настоящем журналисте и активной жизни в провинции

О путешествиях по области, журналистике и культурных проектах в городе

Вероника Дворникова: стретчинг и любовь к себе

Тренер по растяжке о том, как и зачем впервые встать на коврик

© Говорит Город, 2019—2021
Перепечатка материалов ochemgovoritgorod.ru возможна только с письменного разрешения редакции.

Создано в Лепо с ❤️